Этический кодекс

Ассоциации Психодрамы

Обязателен для ознакомления  при вступлении в Ассоциацию Психодрамы  и участникам проектов обучения!

Профессиональная этика – это система моральных принципов, норм и правил поведения специалиста — члена Ассоциации Психодрамы (АП) с учётом особенностей его профессиональной, общественной деятельности и конкретной ситуации.

Члены АП действуют с целью отстаивать и защищать цели Ассоциации, в соответствии с Уставом, Этическим Кодексом и Стандартами отдельных комиссий и поступать в отношении друг к другу с взаимным и общим уважением, ответственностью и пониманием.

  1. Основные этические принципы, которым следует АП:
  2. Для создания благоприятных условий профессионального и социального взаимодействия члены АП обязаны соблюдать этические нормы, опирающиеся на данные этические принципы.
  • Принцип честности, открытости, прямоты и прозрачности целей и намерений.
  • Принцип ответственности, базирующийся на постулате «не навреди».
  • Принцип конфиденциальности или неразглашения.
  • Принцип компетентности.
  • Принцип профессиональной кооперации, лояльности и коллегиальности.
  • Принцип квалифицированной пропаганды психодрамы.

 

2.1.   В профессиональном поведении член АП должен:

2.1.1.      Нести личную ответственность за свои решения, ошибки в работе и превышение полномочий.

2.1.2.      Не использовать и не распространять недостоверную информацию или информацию, дискредитирующую организацию или членов АП — их действия, цели и намерения.

2.1.3.      Разрешать конфликты, которые происходят внутри группы или вне ее, между членами АП либо между членами групп обучения и обучающим тренером, согласно данного Кодекса и Стандартов обучения.

2.1.4.      Не использовать существующие отношения зависимости относительно профессиональных, финансовых, социальных и сексуальных вопросов или любых других вопросов в целях достижения личной выгоды.

2.1.5.      Обеспечивать “равенство статуса” внутри терапевтической группы или группы обучения.

2.1.6.      Договариваться о правилах соблюдения конфиденциальности и выполнять их.

2.1.7.       Нести ответственность относительно сохранения и нераспространения внутренней документации организации, содержащую личные данные, согласно  Законов  Украины.

2.1.8.      Не распространять сведений, касающихся личной жизни или жизненных обстоятельств  клиентов, участников групп обучения и своих коллег, без их согласия.

2.1.9.      Члены ассоциации обязуются оказывать лишь те услуги, для которых они имеют необходимую квалификацию и образование. В своей работе они руководствуются научными и профессиональными стандартами и применяют апробированные и проверенные методики.

2.1.10.  Предоставлять информацию о своих методах и применяемых практиках, а также об адекватности и последствиях этого.

2.1.11.   К интеллектуальной собственности коллег относиться с уважением. Выступать с публичными заявлениями от своего имени, опираясь только на ту работу, которая выполнена самостоятельно или содержит значительный личный вклад. Во всех научных выступлениях или публикациях следует четко указывать соавторов.

2.1.12.  При рецензировании материалов, представленных к публикации на грант или в других целях, необходимо уважать конфиденциальность и авторские права.

2.1.13.   После опубликования результатов исследования член АП не имеет права скрывать данные, на которых построены его заключения, от других специалистов, занимающихся близкими проблемами или желающих перепроверить выводы, повторив анализ. Авторские права на психологические данные принадлежат собравшей их стороне

2.1.14.  Ведя профессиональный спор, член АП не должен дискредитировать коллег или представителей других профессий, независимо от собственных теоретических и методических предпочтений, а обязан считаться с мнением оппонентов и проявлять уважение к опыту специалистов, которые используют те же или иные научные методы.

2.1.15.  Воздерживаться от публичных оценок и замечаний о средствах и методах работы коллег в присутствии клиентов, обследуемых лиц и учащихся. В случае наличия этических нарушений, выступать с обоснованной критикой, можно в кругу специалистов, при условии соблюдения правил конфиденциальности.

2.1.16.   Следуя морально-этическим принципам психологических учений не давать личностных оценок, а критические замечания в адрес коллег должны быть объективными, аргументированными и выражаться в корректной форме.

2.1.17.  .Действуя от имени АП, согласовывать свои действия с коллегами и иметь на это полномочия, подтвержденные соответствующими документами и постановлениями. А представляя организацию от своего имени, проявлять лояльность по отношению к ней и действовать в соответствии с Уставом и данным Кодексом.

2.1.18.   Член АП не должен применять методы манипуляции  для получения благосклонности и привлечения на свою сторону клиентуры, в попытках стать монополистом в своей области. О достигнутых результатах в теоретической и практической психологии он обязан информировать психологическую общественность, делиться приобретенным во время своей профессиональной деятельности опытом.

2.1.19.  Каждый член АП обязан помнить о том, что любая его деятельность в сфере психодрамы, является непосредственной презентацией метода, и влияет на авторитет и репутацию, как членов ассоциации, так и психодрамы в целом. Что бы избежать дискриминации метода, психодраматисты при любых обстоятельствах должны действовать в рамках стандартов психодрамы.

2.1.20.  При популяризации психодрамы необходимо предоставлять людям правдивую информацию о возможностях терапии. Запрещается формировать у потенциальных клиентов ожидание «магии психодрамы». Следует воздерживаться от любых высказываний, которые могут повлечь за собой неоправданные ожидания от психолога.

2.1.21.  Если специалист проводит пропаганду метода людям, не имеющих соответствующего образования, то ему следует избегать специфических терминов. Подобное изложение информации возможно только в сообщениях для специалистов. Специальная профессиональная лексика может посеять в человеке непонимание, страх или недоверие, тем самым еще сильнее усугубить психологическую проблему человека, отпугнуть его от обращения к данному методу навсегда.

2.2.   В отношении с клиентами:

2.2.1.      Психодраматисты – члены АП обязаны заботиться об обеспечении безопасного окружения для клиента, таким образом гарантируя, что психодрама не получит плохую репутацию. Практикующие специалисты должны иметь завершенное признанное образование, подтвержденное соответствующими документами. Для членов АП  недопустимо превышение их полномочий, так как это может не только дискриминировать психодраму, но и реально навредить клиенту.

2.2.2.      Психодраматисты берут ответственность за клиента, только убедившись, что тот не имеет клиентурных отношений с другими коллегами по цеху. В случае обнаружения таких отношений, психодраматист должен предложить клиенту определиться в своём выборе и поставить в известность о прекращении терапии своего коллегу.

2.2.3.       Психодраматисты не имеют никакого морального права использовать информацию, полученную в ходе их отношений с клиентами или обучаемыми для личной выгоды.

2.2.4.      Психодраматисты обеспечивают ясное и непредвзятое изложение письменного или устного контракта со своим клиентом перед началом терапии. Если психодраматист занимается частной практикой, контракт должен ясно определять условия оплаты, способы оплаты и любые особые условия, которые прилагаются.

2.2.5.      Психодраматист должен составлять ясный контракт, содержащий описание процесса работы группы/индивидуума. Контракт должен включать замысел и ожидаемый эффект.

2.2.6.      Психодраматисты не должны представлять себя в ложном свете в определении своей профессиональной квалификации, чтобы не вводить в заблуждение клиентов или участников группы. Клиент и психодраматист должны регулярно пересматривать контракт, чтобы гарантировать, что благосостояние клиента остается главным.

2.2.7.      Психодраматисты обязаны обращать внимание на физическое, социальное и психологическое окружение, в котором они работают с клиентами, чтобы обеспечить защищенное и безопасное пространство для терапии.

2.2.8.       Психодраматисты должны помнить о профессиональных границах с клиентами и обучаемыми, нарушение которых может нанести вред терапевтическим и/или учебным отношениям.

2.2.9.       Психодраматист никогда не должен вступать в сексуальные или близкие личные отношения с клиентом. Психодраматист должен предотвращать развитие сексуальных отношений. Если есть вероятность развития любых сексуальных отношений между психодраматистом и клиентом, который хочет продолжить лечение, психодраматист обязан закончить терапию и рекомендовать клиенту работать с другим специалистом.

2.2.10.  . Психодраматисты должны информировать клиента или изучающего терапию о том, что могло бы оказать влияние на их участие. Например, использование видеозаписи или других систем регистрации, или односторонних зеркал, где возможен фактор, который может нарушить характер конфиденциальных, психотерапевтических отношений. Психодраматист всегда обязан  получить ясное согласие, основанное на полной информации от всех участников, приглашенных на записываемые или наблюдаемые сессии, и сообщить им, что они имеют право в любое время отменить свое согласие.

2.2.11.  Психодраматистам АП следует рассматривать как неприкосновенную всю информацию, полученную от клиента. Не имеет значения, было ли это на терапевтической сессии или в других ситуациях, когда они могли бы быть в общении с клиентом, если клиент определенно не соглашается, чтобы эта информация вообще была передаваема. Психодраматисты должны информировать членов группы относительно соглашения о конфиденциальности и особо обратить на это их внимание. Передача конфиденциальной информации допустима только при определенных условиях. А именно:

a)      в обсуждении с супервизором психодраматиста.

b)      когда член группы имеет весомый повод полагать, что имело место нарушение профессионального поведения.

c)       с другими профессионалами (медиками, юристами, социальными работниками, сотрудниками правоохранительных органов и др.), непосредственно связанными со случаем клиента или их семьи, но только с разрешения клиента.

d)     При записи или обучении других информация должна быть представлена таким образом, чтобы тщательно сохранить анонимность клиента, и везде, где возможно, ищется согласие.

Комментарий: Конфиденциальность может также быть снята:

e)      с согласия клиента.

f)       по решению Суда.

g)      в силу общественного интереса, если есть знание о фактических или предполагаемых уголовных преступлениях или серьезном злоупотреблении другими — но сначала надо получить консультацию юриста!

2.3. Члены Ассоциации Психодрамы ,   являющиеся Тренерами и Супервизорами обязаны:

2.3.1. Осознавать свои собственные проблемы, порождающие предубеждения и стереотипы, а также осознавать, какой это может нанести ущерб отношениям супервизии и обучению.

2.3.2        Супервизоры должны знать о любых предубеждениях и претенциозности, которые психодраматисты обнаруживают в своей работе с клиентами, и повышать их осведомленность, а также оспаривать работу супервизируемого, если это необходимо.

2.3.3        Супервизия и обучение  основаны на принципе неэксплуататорской деятельности. Их основные достоинства — честность, ответственность, беспристрастность и уважение, и это применимо к любому способу супервизии и обучения, или к любому даваемому вознаграждению.

2.3.4        Супервизоры и тренеры несут ответственность за обеспечение безопасности супервизируемых и обучаемых, а также их клиентов, где это возможно.

2.3.5        Супервизоры и тренеры несут ответственность за поощрение компетентности супервизируемых и обучаемых.

2.3.6        Супервизоры должны предпринимать шаги, чтобы следить за своей собственной компетентностью, включая супервизию своей супервизорской работы.

2.3.7         Супервизоры, тренеры и руководители/директора института несут ответственность за установление границ, за разграничение супервизии и терапии, обучения и руководства.

2.3.8        Психодраматисты, которые проводят терапию, не должны супервизировать или обучать людей, которые получают у них терапию.

2.3.9         Супервизоры и супервизируемые, тренеры и обучаемые должны договориться о финансовом и профессиональном контракте в начале их совместной работы

2.3.10    Руководитель ассоциации, тренеры и студент должны предварительно принять контракт, включающий время оплаты, место и время встреч, ожидаемые результаты, программу.

2.3.11     Супервизоры и супервизируемые должны до того, как будет начата супервизия, согласовать их контракт, включая оплату, место и время встреч, ожидаемые результаты.

2.3.12    Супервизоры и супервизируемые должны гарантировать, что личный или социальный контакт между ними  не повлечет  негативных последствий на отношения супервизии.

2.3.13     Супервизоры и тренеры не должны эксплуатировать своих супервизируемых и обучаемых материально, сексуально, эмоционально или любым другим способом. Супервизор или тренер никогда не должен вступать в сексуальные отношения с супервизируемым или обучаемым.

2.3.14     Супервизоры и тренеры несут ответственность за свою работу с супервизируемыми и обучаемыми. В случае если их личная работоспособность ухудшается из-за личных или связанных со здоровьем причин, или любых других причин, они гарантируют принятие необходимых мер.

2.3.15     Супервизоры и тренеры несут ответственность за стремление улучшать свое профессиональное развитие, практику и компетентность.

2.3.16    Супервизоры и тренеры несут ответственность за увольнение с супервизорской и тренерской работы, если их функционирование ухудшилось вследствие личных трудностей, болезни или любой другой причины.

2.3.17     Супервизоры обучающих психодраматистов должны прояснять своим супервизируемым их ответственность перед собой и перед их курсом обучения.

2.3.18     Супервизия — это конфиденциальная деятельность, и супервизоры должны прояснять с супервизируемыми свои пределы конфиденциальности

2.3.19     В общем, супервизоры не должны раскрывать конфиденциальную информацию о своих супервизируемых или косвенно от супервизируемого о своем клиенте без согласия того человека о ком идет речь. Ниже сформулированы исключения:

а)чтобы защищать ребенка — члена психодрамы от детского насилия;

б) при описании случая или обучении других информация должна быть представлена таким образом, чтобы тщательно сохранить анонимность клиента или супервизируемого, и везде, где возможно, нужно получить согласие клиента или супервизируемого.

2.3.20. Супервизоры, которые работают со студентами в рамках программы их обучения психодраме, могут говорить о своих супервизируемых с тренерами супервизируемых, о чем должно быть изначально договорено в контракте между студентом и супервизором, и в контракте между студентом и тренерами учебной программы.

2.3.21 Если в ходе супервизии окажется, что для супервизируемого необходима терапия, супервизор ответственен за то, чтобы предложить это супервизируемому.

2.3.22    Если разногласия между супервизорами и супервизируемыми не могут быть разрешены, супервизор должен проконсультироваться с таким же профессионалом, и если это подтверждается, рекомендовать супервизируемому перейти к другому супервизору.

2.3.23    . Если разногласия между тренером и обучаемыми не могут быть разрешены, тренер должен проконсультироваться с таким же профессионалом (пройти супервизию), и если это подтверждается,  м содейтвовать,  чтобы обучаемые  были переданы другому тренеру.

4. КОМИТЕТ ПО ЭТИКЕ.

Член Ассоциации Психодрамы ценит профессиональную компетентность, высокую культуру и эрудицию, ответственное отношение к делу коллег и представителей других профессий. Если же психодраматист обнаружит ненаучность или неэтичности в профессиональной деятельности коллеги, он должен способствовать исправлению ситуации.

Положения  данного Этического Кодекса  являются, прежде всего, средством разрешения конфликтов, а не их избегания. Следовательно, Этический Кодекс, назовет те ситуации и поступки, которые, несомненно, могут быть рассмотрены как конфликты с точки зрения профессиональной этики. Арбитром в решении спорных вопросов может быть «Комитет по этике АП »  

Процедура работы с происходящими конфликтами в настоящее время регулируется “ПРАВИЛАМИ КОМИТЕТА ПО ЭТИКЕ”, которые утверждены Правлением АП согласно протоколу от 19 июня 2013 года.

Правила комитета по этике Ассоциации психодрамы.

4.1  Общие положения:

4.1.1  «Комитет по этике» воздерживается от указания ситуаций в стандартах, регулирование которых относится к принятию решений других Комитетов АП, действия которых регулируются соответствующими Правилами, согласованными с Правлением АП.

4.1.2.  Будучи создана в качестве консультационной инстанции Правлением, Комитет по этике АП предоставляет  рекомендации Правлению.

4.1.3        Члены Комитета по этике призываются на 4 года и избирают среди членов Председателя.

4.1.4        Председатель комитета по этике является членом Правления АП, где рекомендации комитета обсуждаются и оправдано принимаются решения по урегулированию конфликтной ситуации с соблюдением правил конфиденциальности.

4.1.5        Рекомендации комиссии по этике согласовываются единогласно. Если этого нельзя достигнуть  — правилом большинства. Отклоняющиеся рекомендации могут быть добавлены к рекомендациям комиссии.

4.1.6        В случае поступления обращения о нарушении Этического Кодекса членом Комитета по этике, он временно отстраняется от рассмотрения данного вопроса.

4.1.7        В случае необходимости, Комитет по этике имеет право инициировать вынесение проблемы на Общее Собрание членов Ассоциации Психодрамы.

4.1.8        За нарушение Этического Кодекса , к психодраматисту – члену АП могут быть применены такие санкции, как:

  • предупреждение
  • приостановление членства в АП с лишением привелегий на различные сроки
  • исключение из членов Ассоциации Психодрамы;
  • а при злостных нарушениях – общественное порицание, размещение информации о действиях  нарушителя в публичных местах (например, на сайтах и т.п.).

4.2      Процедура обращения:

4.2.1.  «Комитет по этике» рассматривает обращение от лиц, подробно ознакомившихся с данным Этическим Кодексом.

4.2.2  Обращение принимается в письменном виде.

4.2.3         Письменное обращение обрабатывается Комитетом  по этике в течение двух недель. Комитет дает письменный ответ по каждому обращению

4.2.4. Комитет по этике имеет право, если необходимо, услышать все стороны, относящиеся к конфликту, чтобы вынести суждение.

5. Законность применения.

Настоящий кодекс утвержден на правлении Ассоциации Психодрамы от 19 июня 2013 года и должен быть утвержден на Общем Собрании Ассоциации Пси

Comments are closed.