Автор Віктор Присівок.
Каждый из нас рано или поздно переживает потерю. Утрата близких, или дорогих людей – неизбежный спутник нашей жизни. Особенно остро потеря переживается, когда из жизни уходит любимый, дорогой сердцу человек. А с возрастом люди уходят с нашей жизни все чаще. Смерть близкого человека – это один из самых тяжелых вариантов потерь. Она является не только большим несчастьем, но часто становится своего рода испытанием и толчком к переосмыслению переустройству собственной жизни. Также тема потерь является одной из тех, которые регулярно появляются на психодраматической сцене. Это могут быть потери из-за смерти, расставания с близкими или любимыми, потеря человека вследствие развода. Согласно Морено, все наши связи с другими людьми составляют социальный атом и каждый из нашего окружения занимает в нем свое место. Наши социальные связи влияют на развитие личности, психические состояния, выбор определенных стратегий и механизмов поведения, целей, другие процессы. Самое сильное влияние оказывают связи первого типа, или «первичные» социальные связи. К ним можно отнести семью, близких родственников и друзей, некоторых значимых людей. Согласно Морено, они составляют внутреннее ядро социального атома. В каждом социальном атоме постоянно происходят изменения. Одни люди, вследствие тех или других событий (смерть, расставание, смена места проживания и т.д.) уходят из него, другие, наоборот, приходят, занимая их место. Потеря близкого человека не только переворачивает нашу текущую жизнь, но может иметь серьезное влияние на нас и в отдаленном будущем. Она как будто создает дыру в устоявшейся системе межличностных отношений. И пока эта дыра не будет закрыта новыми отношениями, мы сталкиваемся с тем, что Дж. Морено называл «социальным вакуумом» С возрастом возможности к восстановлению социального атома меняются. В молодые годы потери партнеров или друзей удается сравнительно легко возместить новыми партнерами. При этом, как правило, место ушедшего человека занимает лишь один новый, реже – несколько. Эти люди приходят из других социальных атомов. Таким образом, постоянно происходит обмен между ними, а один человек может состоять в нескольких социальных атомах. Возможность социальных атомов к взаимной регенерации своей структуры и поддержанию равновесия морено называет социостазом. Однако чем старше становится человек, тем сложнее восстанавливаются потери в его социальном атоме. Данный феномен Дж. Морено назвал социальной смертью. Чем больше у нас невосполненных потерь и чем меньше наш социальный атом, тем ближе мы к социальной смерти, которая, в свою очередь, приближает и физическую. Также стоит помнить, что заменяющие люди не всегда могут восполнить утрату полностью, и даже сам факт такой замены Морено тоже считал утратой. По его словам, значение смерти человек начинает понимать еще задолго до появления признаков духовного и физического упадка.
Работа с потерей в психодраматических группах
Как правило, в психодраме не работают со свежими утратами. Работу с потерей стоит начинать через 2-3 месяца после смерти человека. Темы, связанные с утратой могут заявляться участниками в группе уже на первых сессиях. Но поскольку данные темы являются довольно тяжелыми для группы ведущему лучше приступать к работе с ними на более поздних сессиях. К тому же, когда подобные темы заявляются на первых сессиях, как правило, группа не поддерживает их, выбирая протагониста с более «легкой» темой. При работе с потерей в психодраме ведущий отталкивается от особенностей протекания процесса переживания у клиента, на какой стадии горевания он находится. В большинстве случаев эта работа направлена на примирение с умершим человеком. Это может быть:
Работа с чувствами, которые протагонист испытывает к ушедшему (например, чувство обиды, вины);
Работа с отношениями;
Диалог с умершим, прощание, если протагонист не успел проститься с ним, есть что-то недосказанное;
Также может быть работа, связанная с мыслями протагониста о смерти, которые могут возникать после пережитой утраты.
В начале работы с протагонистом в интервью (променаде) полезно узнать об отношениях с умерших, какие чувства он испытывал, когда тот умер. Бывают случаи, когда протагонист испытывает гнев, или другие негативные чувства к умершему, тогда в ходе игры ему надо дать возможность выразить их. Протагонисту можно позволить сорится с покойным, и даже драться, если это необходимо для дальнейшего примирения, чтобы стало легче. Но, даже в таких случаях, для ведущего, в работе с клиентом, пережившим смерть близкого человека, всегда важно найти точку прощения или примирения. Если нужно прояснить отношения между протагонистом и умершим, тогда можно использовать при обмене ролями с умершим эмпатическое интервью: расспросить о некоторых вещах, об отношениях с протагонистом, что хорошего было в его жизни, каким был смысл его жизни, какие были положительные моменты, что он может сказать протагонисту, какое послание оставляет после себя умерший. В ходе игры надо помочь протагонисту найти возможность примириться с умершим, сказать, что было недосказано, выразить, то, что не успел сделать при жизни. Адам Блатнер предлагает структурированную методику для работы с людьми переживающими траур, которую он называет «последней встречей». Согласно его методике терапевт дает клиенту по очереди сделать четыре шага:
1. Находясь в собственной роли, клиент рассказывает умершему, что пережил вместе с ним.
2. Обменявшись ролями, уже из роли умершего ищет связывающие их воспоминания, и проговаривает их.
3. После обмена ролями клиент отвечает на вопрос «Что ты для меня значил?», который касается отношений с умершим.
4. После обмена ролями, из роли ушедшего, отвечает «Что значил для умершего протагонист?» Если отношения были осложнены конфликтом, протагонисту предлагают провести фиктивный пиходраматический диалог, для выяснения отношений с умершим. Это помогает, не смотря на факт смерти, довести до конца «незавершенные дела», решить неразрешенные конфликты, сказать не досказанное ранее в рамках «последней встречи».
В конце игры протагонист должен отпустить умершего, простится с ним. Таким образом, как бы разграничивая сцену и реальность и возвращаясь из сцены в реальный мир. После окончания игр, на тему смерти стоит уделить внимание снятию ролей, особенно с тех, кто играл людей, которые умерли. Бывают случаи, когда те, кто играл умерших(особенно в случаях, когда тело лежит в гробу, или долго находится в неподвижном состоянии), после игры чувствуют холод и долго не могут согреться, тело, как будто теряет свою гибкость. В таком случае можно предложить группе, как бы согреть человека, слегка растереть его, особое внимание уделяя областям суставов. Также, после окончания игры, следует уделить внимание шерингу, поскольку он играет важную роль и дает протагонисту необходимую поддержку, возможность понять, что он не один в своих переживаниях.